«Мурманск город-порт». Пылеветрозащитный экран Мурманского Морского Торгового порта 2020г.
Монументальные
работы

Александр Рыжкин является главным художником проекта оформления и автором эскизов монументальных панно: «Врата в Арктику», «Мурманск город-порт», «История Арктики», «Герб Мурманска» и «Севеврное сияние»
пылеветрозащитных экранов Мурманского Морского Торгового Порта. Художественный руководитель коллектива молодых художников, исполнивших панно для ММТП
в сотрудничестве с компанией «ФОК».

Как художник-монументалист, в составе авторского коллектива Комбината монументально-декоративного искусства, работал над созданием мозаик Московского метрополитена: станции «Марьина роща» и «Достоевская», художественным оформлением ансамбля Федерального Военного Мемориального кладбища. Лауреат гран-при всероссийского творческого конкурса скульптурных и архитектурных произведений «Наше Отечество» Екатеринбургского художественного фонда (в составе авторского коллектива) 2009-2010 гг. Работа над росписью храма ап.Андрея Первозванного в селе Андреевское Петушинского р-на Владимирской области.
За реставрацию надгробного креста на могиле основателя дипломатического корпуса России графа Дашкова-Воронцова, пожалован Архиерейской грамотой митрополита Владимиро-Суздальского.
Вечерний вид на пылеветрозащитные экраны Мурманского Морского Торгового порта, 2020г.
Серия панно для Мурманского порта

Каждый город , помимо своего имени, имеет биографию, историю, облик и типаж. Еще не видя его, уже на подсознании бьется: белоснежная набережная Ялты, красноверхая Москва, изящный, холодновлажный Питер.
А Мурманск? Мурманск-он мужской город, сильный город, он-город Порт! Порт с большой буквы. К нему не прилипает пафосная героика, он как будто выше всего этого стоит. Ему не нужно доказывать свою состоятельность, не нужно напоминать кто он и чего он стоит. Мурманск- это тот большой Север, о котором мы, русские, столько говорим и с которым себя отождествляем.

Искусство, монументальное искусство в Мурманске, сюжетно неотрывно связано с его историей, это искусство большого трудового подвига, сильных людей, героического прошлого
и перспективного будущего. Мемориальный комплекс и памятник Алеше, монолитной громадой возвышающийся над городом, Алеша в Мурманске стоит дозорным часовым, оберегая мир вокруг себя, развернувшийся перед ним, как на ладони.

Мурманский порт- это сердце города, отправная точка его существования, ежеминутно поддерживающая жизненные силы этого гиганта. С утра до вечера в нем кипит жизнь и идет работа, без права на усталость, отдых или карантин.

Когда мы впервые приехали в Мурманск и нам показывали город, порт, достопримечательности, нас поразила масштабность поставленной задачи, но еще больше впечатлило то понимание как последовательно за несколько лет можно решить проблемы. Один из крупнейших объектов Мурманского порта- грандиозный пылеветрозащитный экран. Заграждение, высотой в двадцать метров, опоясывающее территорию Мурманского морского торгового порта. Два километра длиной, видимое со всех точек города, да какого города! Города, где половина времени принадлежит полярной ночи, искусственное освещение сближает цвета, приглушает, нивелируя контрасты. Надо придумать идею, отталкиваясь от жестких технологических требований. Ограждение не должно стать огромным забором, просто выполняющим технологическую функцию. Экран должен переливаться и вспыхивать цветом, как то удивительное природное чудо- Северное сияние, которое бывает только в этих суровых темных краях. Итак: образ Северного сияния был взят на основу графического ритма. Цвет. Желтый! Много золотого солнечного света, текущего рекой. Город, где в характеристиках Википедии стоит определение «цветового голодания» должен наполниться жизнетворным теплом. Ритм биения сердце-порта, зарождается ритмичным графическим ударом от огромного панно-герба города Мурманск. Как аккорды, желтый цвет перескакивает по тоновым площадкам, растворяясь в синем. На продолжительном расстоянии ритм рисунка становится плавным, волнами перетекает по длине экрана. Панно «Врата в Арктику» - это отражение пейзажа Кольского залива. Простор неба, отражающийся в воде, корабли в море, суперсовременный атомный ледокол Лидер- наше настоящее и героический, почти былинный, ветеран-ледоход Ленин. Женщина с ребенком: семья и поддержка на земле, где всегда тебя ждут. Мальчик с грузовиком - наследник этого края, образ непрерывности поколений.

Шестидесяти восьми метровое панно «Мурманск-город порт» на площади Центрального Морского вокзала встречает все суда, приходящие в город. Исторический маяк, как и сто лет назад, освещает определяет дорогу и правильный путь кораблям, желтым цветом гостеприимно пролагая путь
в гавань. Путеводная Полярная звезда, узнаваемый пейзаж с пологими сопками на горизонте. Корабли стремятся в Мурманск , а на переднем плане изображен причал и силуэты людей, на них смотрящих. И дальше световой поток уносится, как течение, в море.

Панно «История Арктики» рассчитано на взгляд зрителя с моря. Древний солярный знак бесконечного движения крутит в вечности потоки бытия. Перед нами проплывают исторические образы, навеянные доисторическими петроглифами этого края. Силуэты трех охотников-лыжников, обходящих и оберегающих край. Образ огромной рыбы, выныривающей из моря и тянущей лодку с людьми. Иероглифичные силуэты животных края: огромного медведя, грациозных оленей, графически звездчато разбиты на плоскости. Как линии в звездном атласе, намечающие узнаваемый силуэт созвездия, из силуэты и солнечный диск, круговоротом, сплетаются в небесные рисунки.

Утвержденные эскизы надо было воплощать в жизнь. Проблема в том, что технологически никто никогда такого не делал. Панели из которых состоит экран, каждая шесть метров в длину и 25 см
в высоту, имеют сложный профиль и перфорацию, позволяющую ветру, попадая в ячейки закручиваться и, совершая турбулентные круги, винтообразно проходить экран, очищая тем самым воздух от пыли и прочих тяжелых частиц. Сложная, инженерно рассчитанная задача, подтвердила свою действенность и в России и за рубежом. Ведущие порты ставят такие экраны для экологической защиты города. Стальная панель покрывается грунтом и далее, в специальной камере, наносится порошковое красочное напыление, запекающееся в печи при температуре +200 градусов. Такая технология позволяет защитить экран от негативных воздействий климата и едких ветров Кольского залива. Технологически одну панель красят в один выбранный цвет. Александром Рыжкиным и его командой были разработаны эскизы оформления пылезащитного экрана Мурманского порта. Группа художников и дизайнеров, работающая над проектом художественного оформления экранов ММТП, сложилась еще в студенческие времена учебы
в Строгановской академии, укрепившись во время многолетней совместной работы в КМДИ (Комбинат Монументально-декоративного искусства) . В составе авторского коллектива, под руководством заслуженного художника, академика Горяева С.В., они работали над мозаиками московского метрополитена (станции Марьина роща и Достоевская), над комплексом Федерального Военного Мемориального кладбища и другими монументальными объектами. Умение с полуслова понимать друг друга, общие культурные рамки, взаимодополняемость
и самоценность каждого, сделали эту работу напряженной и результативной. Разработанная А. Рыжкиным концепция «Северного сияния», как основного мотива оформления, была реализована как мозаика – наборными цветными элементами-панелями, складывающимися в единый рисунок. Сотни листов технологических карт-развёрток, позволили монтажникам в порту выложить грандиозный рисунок. Но стояла еще одна задача, на данный момент , не имевшая аналогов
по сложности решения. Как на поверхность из рельефных перфорированных панелей нанести рисунок порошковой краской, которая держится только благодаря электростатическому напряжению и осыпается от малейшего прикосновения. Размеры панно монументальны: «Герб Мурманска»-12х15м; надпись «Мурманский Морской торговый порт»-127 м; «Врата в Арктику» -35х15м;

Панно «Мурманск-город порт!» 68 метров в длину и «История Арктики» 35х15 метров. Художниками, совместно с технологами, проведены исследования и разработали технологию, которую еще пришлось оттачивать в полевых условиях опытным путем.

Александр Рыжкин-доцент кафедры Академического рисунка МГХПА им. Строганова, преподаватель анатомического рисунка РАЖВИЗ им И.С. Глазунова, Член правления МОСХ России и председатель молодежной секции МОСХ. Для работы над панно он решил пригласил своих студентов. Молодым художникам из Мурманска, Калининграда, Мариуполя, Барнаула, Набежных Челны, из Свердловска и из Питера было интересно принять участие в работе над воплощением грандиозной художественной задачи. Для ребят панно стали не только школой мастерства художников-монументалистов, но любимым и увлекательным делом. И если можно зарядить произведение положительной энергетикой- то она искрится каждым кусочком поверхности.

Для нас этот проект был всегда отражением нашего восхищения перед могучей действенной
и живительной мощью этого удивительного Мурманского края. Для нас он открылся как город больших людей, людей с широкой душой и горячим сердцем, которым важно как сделать свой город современным и красивым. И передать эту любовь своим детям, наследникам этого мира.


Пылеветрозащитные экраны Мурманского Морского Торгового порта
Галерея
Исполнение
в материале
Исполнение в материале производилось на заводе ООО "CММ-ТЯЖМАШ" Сосновый Бор, Ленинградская область.

Авторский коллектив:

Художники: Ситько Мария, Шашалина Сюзанна, Соколова Анна, Замякин Сергей, Русскина Таисия, Козлова Ольга, Романов Дмитрий, Мокеева Светлана.

Дизайнеры: Рыжкина Елизавета, Диков Николай, Бердикова Ирина, Захарова Ирина.

Кураторы проекта: Илатовский Денис Викторович, Масько Александр Вадимович, Рыкованов Алексей Евгеньевич, Игнатьев Максим Николаевич.

Работа над оформлением монументальных панно производилась по уникальной технологии, разработанной Александром Рыжкиным.
Мозаичные композиции
Московского метрополитена
«Марьина роща»
Галерея
Мозаичные композиции
Московского метрополитена
«Достоевская»
Галерея
Мозаичные композиции
Федерального военного
мемориального кладбища

Галерея
Мозаика "Олимпийцы"
Галерея

Создание скульптур
и эскизов для фильма "Грех"
Фильм Андрея Кончаловского "Грех" рассказывает об испытаниях на творческом пути гениального художника
и скульптора Микеланджело Буонарроти.В центре сюжета — несколько лет из жизни Микеланджело, которые связаны
с одними из его самых значимых работ — роспись свода Сикстинской капеллы, создание гробницы папы Юлия II, фасада Базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Одновременно с этим художник страдает от странных видений.

В этом проекте Александр Рыжкин работал над созданием копий эскизов Микеланджело для фильма "Грех": эскизы гробницы папы Юлия II и фасада Базилики Сан-Лоренцо
во Флоренции. Странные, ужасающие видения Александр Рыжкин воплощает в скульптуре "Химера", которая
с помощью 3D моделирвания оживает на экране.